ГлавнаяО МузееНовостиКоллекцияВыставкиВиртуальная ЭкскурсияРесурсыОбщениеАрт-Салон

Московский Музей Современного ИскусстваART

Поиск
Поиск
Обратно


Новости
20 мар 2004 Зураб Церетели приютил погорельцев из Манежа
24 дек 2003 Музеи, музеи
24 дек 2003 Кубические причудливости
23 дек 2003 Музей открывается
Адрес: Петровка 25
Телефон: 200-2890
Часы работы: 
ежедневно с 12.00 до 20.00 (касса до 19.00)
в субботу и воскресенье с 11.00 до 19.00 (касса до 18.00)
выходной - вторник

Макс Бирштейн -- Картины и жизнь

15 фев 2001   Маргарита Хабарова  

Сегодня, когда мы открываем выставку Макса Авадьевича Бирштейна, нам кажется удивительным, что этот очень известный и уважаемый живописец, не имел ни одной правительственной награды. Официальные крути его искусство как бы не заметили, только в самом конце жизни, когда в Российской академии художеств начала изменяться атмосфера, он был награжден в 1999 году ее Золотой медалью, ему исполнилось 85 лет.

В своей книге "Картины и жизнь" он ярко описывает путь в искусстве. Познакомившись с его творчеством и перечитав дневники, можно сделать вывод, что вряд ли Макса могла увлечь другая профессия, но если бы он все-таки не стал художником, жизнь все равно не потеряла для него прелесть, он любил и чувствовал ее.

Накануне войны, после окончания Суриковского института, началась его долгая дружба с художниками старшего поколения А. Осмеркиным, Р. Фальком, В. Почиталовым, А. Тышлером, С. Лучишкиным. В художественную среду он входит в начале 50-х годов. Молодой художник большую часть времени проводил в поездках по огромной стране. Природная любознательность, доброжелательность, открытость к людям позволили накопить огромный жизненный материал, а созданные произведения помогли добиться признания на выставках и в кругу друзей.

С начала 60-х годов Макс находит свою манеру, свой стиль, который становится ближе всего его натуре, отныне его лучшие работы не будут связаны с социальным заказом. Многим его друзьям- шестидесятникам П. Никонову, В. Попкову, А. Никичу приходилось бороться за признание своей художественной значимости, искусство же Макса Авадьевича не рождало громких споров, его картины не выводили из себя чиновников, но открытия его выставок были событиями шумными и многолюдными. Особенно много прошло персональных выставок с середины 70-х годов, они шли чередой: Москва, Ленинград, Одесса, Баку, Тбилиси, Кутаиси, Ереван, города Германии и Франции.

Макс писал все: пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины, он передавал жизнь такой, какая она есть, в ней много мелочей, но мелочи не заслоняли главного ради чего он писал, а писал он прежде всего ради живописи, именно реальность живописи была важна для него в работах. Художник много писал на пленэре, его пейзажи передавали красоту, ускользающую от нас. Он пытался разгадать тайну цветовых отношений, когда на воздухе зарождалась особая цветовая мелодия, Макс стремился постичь притягательную силу солнечных лучей, посвящая чудесным уголкам собственного сада и пейзажам Тарусы циклы работ. Любовь к красоте, ко всему тому, что радует взор раскрывалась в его натюрмортах, написанных с живописной "вкусностью".

Рисовать и писать доставляло Максу наслаждение, он писал на самые разные темы и разных людей: завсегдатаев чайханы, торговцев на восточном базаре, нарядных и элегантных женщин, городские улочки со старой архитектурой, маленькие ресторанчики. Часто он шутил и придумывал своим героям театральные композиции, но при всей сценичности и фантазии мир этот отвечал характерам моделей и вкусу самого художника. Его занимала тема обнаженного женского тела. Мастерская и натурщица - это цикл черно-белых литографий и работ маслом, в них он стремился "вырвать" модель из "холодных тисков", его натурщицы раскованы, чувственно - привлекательны. Хрупкость и изящество модели сменялись мощной полновесной формой, увлеченностью пластическими объемами.

В конце 1980 - 1990-х годах Макс писал с необыкновенной легкостью и работал много, несмотря на усталость и недуг. Потребность ежедневно бывать в мастерской сочеталась с привычкой посещать все открытия выставок.

Макс Авадьевич жил духовной жизнью, писал воспоминания, много знал, много видел, но никогда не был поглощен собственной исключительностью, с ним можно было посидеть в мастерской за бокалом вина, за чашкой чая, он всегда был в центре внимания молодежи и она тянулась к нему. Он был необычайно приветлив, улыбчив, весел, но за веселостью скрывалась глубина, а иногда и беспокойство.

Прощаясь с художником в июне 2000 г. друзья невольно останавливали взгляд на двух его прекрасных натюрмортах, написанных в последние дни и полных любви к жизни.

Маргарита Хабарова



ГлавнаяО МузееНовостиКоллекцияВыставкиВиртуальная ЭкскурсияРесурсыОбщениеАрт-Салон


Copyright © 2002 Московский Музей Современного Искусства
Built by Covariant Systems Covariant Systems