ГлавнаяО МузееНовостиКоллекцияВыставкиВиртуальная ЭкскурсияРесурсыОбщениеАрт-Салон

Московский Музей Современного ИскусстваART

Поиск
Поиск
Обратно


Новости
20 мар 2004 Зураб Церетели приютил погорельцев из Манежа
24 дек 2003 Музеи, музеи
24 дек 2003 Кубические причудливости
23 дек 2003 Музей открывается
Адрес: Петровка 25
Телефон: 200-2890
Часы работы: 
ежедневно с 12.00 до 20.00 (касса до 19.00)
в субботу и воскресенье с 11.00 до 19.00 (касса до 18.00)
выходной - вторник

Легенда Парижа в Московском музее современного искусства

08 окт 2001   М. ВЯЖВВИЧ  МЕТАЛЛ В ИСКУССТВЕ

Итак, мир продвинулся еще на одно тысячелетие, оставив позади противоречивый и странный XX век. Переход состоялся как-то незаметно, буд­то обычный год сменился, И все же нам, довелось испытать непривычное чувство: прошлое каждо­го из нас вдруг стало частью общей истории, до­стоянием сухого летоисчисления. Двадца­тый век, наш век... Но жизнь продолжается, на­ши мысли и желания уже торопятся вперед - такова природа человека. Он устремлен в буду­щее, ему свойственно надеяться на завтрашний день. И, наверное, не случайно... А как же двадцатое столетие? Полагаю, ему еще долго су­ждено оставаться «нашим», ведь так трудно за­ставить себя называть XX век «прошлым».

Подтверждением тому служит искусство, в котором, как в зер­кале, отражаются воплощен­ные и несбывшиеся мечты, мысли, суждения и, конечно же, чувства его создателей. Искусство XX ве­ка не воспринимается нами как не­что далекое и чужое, мы до сих пор взволнованно рассуждаем о нем, соглашаясь или недоумевая. А это означает, что мы живем его проб­лемами, незаметно для себя при­знавая их актуальность, важность для нас самих.

И поэтому так необходимо иметь возможность обобщенно взглянуть на многоликую и многоплановую картину творчества современной нам эпохи, чтобы осмыслить ее и лучше понять, чтобы пути будущего стали яснее и по мере их освоения дополняли собой образ современ­ности. Относительно недавно такая возможность появилась и отныне существует в реальности - 15 де­кабря 1999 года в Москве был от­крыт первый в России Музей совре­менного искусства (Петровка, 25). Он разместился в замечательном московском особняке, построенном

в 1790-х годах по проекту знаменитого архитектора одного из основоположников русского классицизма',"" М.Ф. Казакова для купца и заводчика М.П. Губима.

Музей был открыт по инициативе президента Российской академии худо­жеств 3,К. Церетели. Зда­ние было приобретено и отреставрировано им на собственные средства от ав­торских гонораров. Сохра­нены все дошедшие до нашего времени интерьеры этого архитектурного па­мятника, их строгая гармо­ния как нельзя лучше на­страивает на восприятие искусства. Здание снабже­но всем необходимым для хранения произведений са­мых различных жанров, сре­ди которых немало шедев­ров поистине мирового зна­чения. Основой музейного собрания послужила коллекция ра­бот русских и зарубежных масте­ров XX века, собранная З.К. Цере­тели и насчитывающая около 2 тыс. единиц хранения. Большая часть коллекции, как и само здание, бы­ла передана городу.

По замыслу организатора, му­зей создавался как крупный худо­жественный центр с широкими за­дачами. Московский музей совре­менного искусства призван стать многофункциональным социально-культурным комплексом, который помимо экспозиции включит в се­бя хорошо оборудованные запасни­ки, библиотеку по искусству, науч­но-библиографический архив, фо­то- и видеотеку, реставрационные мастерские.

Во дворе музея продолжается создание парка скульптур под от­крытым небом. Одним из его экс­понатов стало произведение все­мирно известного итальянского ху­дожника, академика Арналдо Помо-доро «Солнце мира». Работы этого мастера входят в собрания крупней­ших музеев, таких как Бельведер-ский дворец Ватикана, Брюссель­ский Королевский музей изящных искусств и многих других.

Первоначально «Солнце мира» было установлено в Москве напро­тив Дворца молодежи (1991). Пере­несение скульптуры во двор Музея современного искусства буквально спасло ее от рук расклейщиков объ­явлений и любителей уличных над­писей, облюбовавших гладкую по­верхность диска. Очищенная от на­слоений скульптура обрела второе дыхание. Создавая свое «Солнце мира», мастер стремился донести до людей идею о единении в борь­бе с мировым злом. Оригинальная скульптурная композиция, имеющая выразительную пластическую фор­му и динамичную конструкцию, за­думывалась автором как источник света и обновления, вечный символ добра и взаимопонимания.

Совсем недавно коллекция му­зея пополнилась еще одним уни­кальным экспонатом. Его презента­ция, организованная Московским музеем современного искусства совместно с Российской академи­ей художеств, состоялась 14 мая 2001 года. В этот день Москва об­рела частицу Франции, фрагмент знаменитого символа Парижа - Эйфелевой башни. А именно - марш винтовой металлической ле­стницы высотой в 4,6 м.

Более ста лет лестница служи­ла частью Эйфелевой башни. В на­чале 1980-х годов по решению спе­циально созданного Общества по эксплуатации этого архитектурно­го памятника были проведены ра­боты по реконструкции башни. От­дельные детали, в том числе марши винтовой лестницы, ведущей со второго на третий этаж, были де­монтированы и заменены лифтами. Эти конструкции мгновенно вызва­ли оживление среди частных кол­лекционеров, музеи пожелали ви­деть их в качестве своих экспона­тов. Два фрагмента лестницы бы­ли переданы Музею Де Ла Вилетт в Париже и Музею истории в Жар-виле (Нанси), несколько других ста­ли объектами продаж на антиквар­ных торгах в 1983 году.

В целях развития культурных связей между Россией и Франци­ей один из фрагментов винтовой лестницы, как предмет, имеющий несомненную историческую значи­мость, был передан его владель­цем, коллекционером Анри Морваном, Зурабу Церетели.

Необычность акции заключалась в том; что исторический памятник предстал в качестве художественного экспоната, своеобразного произведения искусства, что отнюдь не случайно.

Чтобы понять это, достаточно вспомнить историю создания Эйфелевой башни, ее непростую судьбу.

2 мая 1886 года «Ле Журналь Офисьель» по случаю конструирова­ния зданий для следующей Всемир­ной выставки опубликовал условия конкурса, приглашающего архитек­торов «изучить возможность воздви­жения на Марсовом поле железной башни на квадратном основании, высотой 300 м и 125 м - длиной бо­ковой стороны». На архитектурный объект возлагалась особая мис­сия - башня призвана была всему миру продемонстрировать достиже­ния технического прогресса.

Конструкция Постава Эйфеля (1832-1923) была выбрана из 107 представленных на конкурс проектов и должна была короно­вать Всемирную выставку 1889 го­да, когда отмечалось столетие Ве­ликой французской революции. Кроме Эйфеля, участниками это­го проекта были инженеры Морис Коэклин и Эмиль Нужье, архитек­тор Стефан Сувестр.

В плане Эйфелева башня опира­ется на квадрат площадью в 1,6 га. Ее высота вместе с антенной составляет 320,75 м, а масса - 8600 т. По утверждению специалистов, в процессе ее возведения было ис­пользовано 2,5 млн. заклепок. Для изготовления 12 тыс. деталей баш­ни использовались точнейшие чер­тежи. Самая высокая по тем вре­менам конструкция была смонти­рована без единой технологиче­ской проблемы в поразительно ко­роткий срок руками 250 рабочих. Башня Постава Эйфеля стала символом новой индустриальной эпохи, но ее восприятие жителями Парижа отнюдь не было однознач­ным. Первоначально она казалась многим чем-то чужеродным, не гар­монирующим с обликом француз­ской столицы. Удивительно, как ме­няется с годами восприятие людей: Сегодня башня Эйфеля - неотъ­емлемый атрибут не только Пари­жа, но и всей Франции. Эйфелева башня стала олицетворением сме­лого экспериментаторского духа и отчаянного неистребимого роман­тизма, характеризующего Францию в представлении всех, кто неравно­душен к этой удивительной стране. Но уже тогда выразительность и оригинальность конструктивного решения Эйфеля были по достоин­ству оценены художниками и архи­текторами, чьи устремления были направлены на поиск новых фор­мально-пластических возможно­стей искусства. Для последующих творческих поколений Эйфелева башня стала неиссякаемым источ­ником вдохновения. Вот почему по­явление фрагмента этой легендар­ной конструкции в коллекции Музея современного искусства никак нель­зя назвать случайным. Образ зна­менитой «француженки» стал про­возвестником новых авангардных форм XX века, во многом опреде­лил ход развития искусства целого столетия. Прозаичная, на первый взгляд, конструкция из промышлен­ного металла становится объектом эстетического переживания, откры­вает неисчерпаемые возможности для новых творческих свершений. Об их результатах можно су­дить по экспозиции Московского музея современного искусства, которая ко дню презентации по­полнилась значительным числом новых произведений. Среди них уникальная металлопластика, по­зволяющая проследить пути вза­имодействия творческого вообра­жения художников с разнообраз­ными возможностями материала. Одной из сильных сторон экспо­зиции музея является параллель­ное рассмотрение творческих по­исков отечественных и зарубеж­ных художников. Таким образом, российское искусство предстает в общем контексте мирового разви­тия изобразительного искусства, а _не трактуется изолированно. В бо­гатой коллекции скульптуры мож­но увидеть произведения европей­ских художников: Сальвадора Да­ли, Армана Фернандеса, Арналдо Помодоро, Хосе-Луи Санчеса и других. Отечественная скульптура представлена именами Иулиана и Александра Рукавишниковых, Але­ксандра Бурганова, Владимира Немухина, Ивана Наливайко, Дмитрия Тугаринова, Андрея Марца, Адела­иды Пологовой, Людмилы Караевой и многих других. В их работах можно увидеть все многообразие форм и стилистик, уникальное ав­торское восприятие материала, в данном случае металла. Ориги­нальные композиции из бронзы, меди, алюминия, латуни и железа демонстрируют всевозможные ме­таморфозы металла, в ходе кото­рых происходит его формально-пластическое перерождение - от весомых материально зримых трактовок до попыток преодоления его природных качеств, как. например, в композиции из тонированного алюминия «Посвящение В. Вейсбергу» (1988) В. Немухина.

Среди произведений, допол­нивших коллекцию, привлекают внимание две пластические ком­позиции «Древо жизни» и «Прош­лое и будущее» (2000), представ­ляющие принципиально новую, не­ожиданную ипостась скульптурно­го творчества Зураба Церетели. Так, в выполненной из бронзы и очень трогательной по своему на­строению композиции «Прошлое и будущее» эфемерный характер воспоминаний о прошлом и мыслей о будущем воплощается в тонкой, сложно-пространственной, будто сотканной из металлических нитей структуре. Техника исполнения ра­боты свидетельствует о том, что в создании художественного образа при наличии творческого вообра­жения и доли иронии может участвовать самый обыкновенный, на первый взгляд, материал.

Особенностью Московского му­зея современного искусства явля­ется то, что он функционирует как живой организм. Такую концепцию нельзя не признать актуальной, учитывая и то, что коллекция посвящена современному искусству. Фонды музея активно пополняют­ся и формируются в соответствии со стремлением наиболее полно показать достижения творчества самых разных мастеров XX столе­тия. А зрителям, которые еще не перестали искать в искусстве от­веты на насущные вопросы дейст­вительности, остается только по­желать, чтобы двери этого моло­дого и такого нужного музея были открыты для них всегда.



ГлавнаяО МузееНовостиКоллекцияВыставкиВиртуальная ЭкскурсияРесурсыОбщениеАрт-Салон


Copyright © 2002 Московский Музей Современного Искусства
Built by Covariant Systems Covariant Systems