ГлавнаяО МузееНовостиКоллекцияВыставкиВиртуальная ЭкскурсияРесурсыОбщениеАрт-Салон

Московский Музей Современного ИскусстваART

Поиск
Поиск
Обратно


Новости
20 мар 2004 Зураб Церетели приютил погорельцев из Манежа
24 дек 2003 Музеи, музеи
24 дек 2003 Кубические причудливости
23 дек 2003 Музей открывается
Адрес: Петровка 25
Телефон: 200-2890
Часы работы: 
ежедневно с 12.00 до 20.00 (касса до 19.00)
в субботу и воскресенье с 11.00 до 19.00 (касса до 18.00)
выходной - вторник

Здание, давшее приют музею

22 дек 2003   Ю.В.Ратомская  

Здание, давшее приют музею Старинные постройки XVIII столетия, как и других прошедших веков, обладают удивительной особенностью. Когда смотришь на них, создается впечатление, что пилястры и колонны охраняют, словно стражи, дремлющую в здании историю. Стены, как драгоценный ларец, прячут драгоценности былого, предания и легенды. История глядит из окон дома Губина (Петровка, 25) и окружает нас стенами Высоко-Петровского монастыря, который стоит напротив. Холм, с которого улица сбегает, направляясь к Кремлю, издавна был частью вотчины боярина Стефана Кучки, имя которого, наряду с именем князя Юрия Долгорукого, упоминается в первом летописном сообщении о Москве. Место это называлось Высокое или Высоцкое. С незапамятных времен поросший лесом холм, омываемый с востока рекой Неглинкой, а с севера – безымянным ручейком, пересекала дорога, направлявшаяся в древнюю Москву. По этой дороге в начале XIV века проезжал как-то московский князь Иван Данилович Калита. И привиделась князю гора «высокая и превеликая», вершина которой утопала в снегу. Внезапно снег исчез, вскоре и гора пропала. Князь Иван Данилович рассказал об этом чудном видении митрополиту Петру, который так растолковал этот сон наяву: «Гора высокая – это ты, князь, а снег – я смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». После смерти святителя Петра в том месте, где Иван Калита увидел чудесную гору, возник Высоко-Петровский монастырь, который стал одним из первых укреплений на подступах к Москве. Вокруг монастыря, по сторонам от дороги, постепенно стал формироваться район деревянной одноэтажной застройки. Этому способствовало появление в конце ХIV века земляных валов по линии современного Бульварного кольца, со временем получивших деревянные укрепления, которые сгорели в 1571, во время нападения на Москву войск крымского хана Девлет-Гирея. В 1580–1590-е на месте валов были построены кирпичные стены Белого города (снесены в 1770-е), и эта территория окончательно вошла в состав Москвы. Уже на планах Москвы XVII века (план Мериана, 1638), в схематической форме изображавших рядовую застройку, можно проследить формирование длинных прямоугольных участков, расположенных перпендикулярно улице Петровка, возникновение переулков, разделявших эти владения. Со временем некоторые участки укрупнялись. С помощью сохранившихся документов и старинных планов мы можем подробно проследить историю интересующего нас большого владения напротив Высоко-Петровского монастыря. Известно, что этот участок в 1742 принадлежал Л.Г.Салтыковой (урожденной Долгорукой). С востока он был ограничен улицей Петровкой, а с юга – Хлебным переулком (впоследствии Богословским, сейчас – улица Москвина). В 1756 это место было продано симбирскому купцу С.И.Тетюшину, владевшему в Москве полотняной фабрикой, вероятно, располагавшейся на этом участке. Однако на «Плане императорского столичного города Москвы» (1768) напротив Высоко-Петровского монастыря все еще обозначено свободное пространство. Возможно, составители плана пользовались более ранними источниками и не успели нанести все новые строения на карту. В 1760 владение было куплено коллежским асессором И.Б.Твердышевым, и до 1782 участок находился во владении его семьи. Возможно, И.Б.Твердышев был заказчиком небольшого каменного здания с флигелем, построенного по красной линии Петровки, которое впоследствии великий русский архитектор М.Ф.Казаков сделал основой одного из своих лучших творений. Это здание указано на плане 1769. В 1782–1783 этой городской усадьбой владел оренбургский купец Д.К.Крашенинников, который в 1793 продал ее московскому именитому гражданину М.П.Губину, бывшему уральскому горнозаводчику. Купленное строение Губин решил превратить в большой роскошный дворец в стиле модного в те годы классицизма. Приглашенный для переделки дома М.Ф.Казаков с блеском справился с этим заказом. Замысел Казакова дошел до нашего времени в чертежах, сохранившихся в Первом Альбоме партикулярных строений (так называемые «альбомы Казакова»). Генеральный план показывает участок неправильной геометрической формы. Главное здание, стоявшее на красной линии улицы, должны были дополнять два флигеля, торцы которых по плану выходили на Петровку. Флигели образовывали за главным домом уютный внутренний двор, решеткой отделенный от регулярного парка с большим естественным прудом, который, благодаря ландшафтным работам, приобрел изысканную форму. Узкая улица, затрудняющая обзор здания, а также поставленная заказчиком задача сохранить уже существующие строения, не позволяли искать принципиально новых решений в композиции главного дома. Он величаво возвышался над двухэтажными боковыми дополнительными объемами. Общую пирамидальность композиции подчеркивал расположенный в центре мощный многоколонный портик, увенчанный треугольным фронтоном. Способствовать подобному впечатлению должны были одноэтажные боковые флигели, также декорированные колоннами и имевшие крыши треугольной формы. По неизвестной причине южный флигель не был построен по проекту М.Ф.Казакова, что, безусловно, обеднило замысел всего ансамбля. Понимая, что столь высокая постройка не должна испортить впечатления от архитектурного ансамбля Высоко-Петровского монастыря, возвышаясь над его стенами, архитектор М.Ф.Казаков с удивительным тактом вписал монументальный респектабельный фасад нового дома в архитектуру окрестностей древнего монастыря. Из главного двора монастыря, от уникального центрического храма Петра Митрополита, созданного в XVI веке итальянским зодчим Алевизом Фрязиным, фасад дома Губина воспринимается как уютный театральный задник, придавший древней архитектуре особое настроение и эффект законченности. Интересно, что монастырь также ощущался своеобразной частью усадьбы Губина. Многоярусная монастырская колокольня, являющаяся архитектурной доминантой не только монастыря и улицы, но и всего района, подобно романтическому призраку возвышалась над оградой дома Губина и выглядела, как своеобразное украшение внутреннего двора. Соседство с монастырем оказало влияние и на планировку здания. Парадная анфилада, традиционно расположенная на втором этаже дома, была помещена вдоль садового фасада, думается, не только для того, чтобы наслаждаться чудесными видами парка, но и для того, чтобы светская музыка и веселье не мешали размеренной монастырской жизни. До наших дней дошел парадный вестибюль, расположенный в северной части здания. Его небольшое пространство украшено крестообразно расставленными колоннами, оформляющими проходы, и увенчано необычным купольным сводом. Парадная лестница сохранилась в несколько переделанном виде, однако особое ощущение одновременно парадности и камерности этого пространства чувствуется до сих пор. Над вестибюлем находится танцевальный зал с антресолью для небольшого оркестра. Хорошо сохранились некоторые элементы внутренней декорации парадной анфилады, однако большей частью они относятся к периоду 1820–1830, так как дом Губина значительно пострадал во время московского пожара, произошедшего в 1812. После смерти М.П.Губина усадьбой владели члены его семьи. В 1881 его внучка Е.Н.Самарина продала сад с прудом московским купцам братьям Фоминым, которые устроили на этой территории оранжерейное хозяйство, а огромный дом в том же году был сдан в аренду. В доме на Петровке расположилась частная гимназия Ф.П.Креймана, вошедшая в историю литературы: в ней в 1885–1889 учился выдающийся русский поэт В.Я.Брюсов. Эту пору своей жизни В.Я.Брюсов описал в «Автобиографии». В гимназии Креймана юный Брюсов принимал участие в издании рукописного журнала «Начало», писал повести в духе Жюля Верна и «научные» статьи. В этой гимназии будущий поэт начал сочинять стихи, как он вспоминает, не без влияния своих гимназических товарищей. Заканчивал В.Я.Брюсов уже другую гимназию, так как, учась в 5 классе, он стал издавать собственный «Листок V класса» (5–6 рукописных экземпляров), где позволил себе по-детски прославлять республиканский строй, а также публиковать собственные памфлеты, направленные против учителей и гимназического начальства, за что и был отчислен из гимназии Креймана. Оранжерейное хозяйство то ли не имело успеха, то ли не могло соседствовать с гимназией. В 1885 владение братьев Фоминых было продано братьям Бахрушиным. Удачливые предприниматели и известные меценаты сдали в аренду часть парка театральному антрепренеру Ф.Л.Кошту, который в том же году построил здание театра по проекту известного архитектора М.И.Чичагова. И началась еще одна история – театральная. Остатки парка и пруд какое-то время еще сохранялись. Известно, что зимой братья Бахрушины устраивали там общественный каток, пользовавшийся большой популярностью. В 1895 пруд засыпали, и на этом месте по проекту архитектора А.Обера в течение двух лет были выстроены доходные дома, в одном из которых в 1920-е жил Сергей Есенин. Госпожа Самарина также старалась, чтобы оставшаяся недвижимость приносила доход. В конце XIX – начале XX века в главном доме усадьбы и северном флигеле появились небольшие магазины и даже известная в Москве мастерская фотографии. В советский период здание стало одним из «домов с колоннами», где располагались различные организации. Несколько десятилетий дом занимал Институт физиотерапии. Вероятно, там работали научные светила, создавали полезные физиотерапевтические методы. Но дом десятилетиями не ремонтировался и ветшал. А в конце XX века все изменилось в доме на Петровке, 25. Засверкали свежей штукатуркой фасады, заблестели вымытые окна. Дом стал опять похож на дворец. Отреставрированы были интерьеры, в которых, несмотря на старания гимназистов и советского планового хозяйства, сохранились и залы с колоннами, и стены с пилястрами, и, что больше всего поражает, удивительные расписные плафоны. И стал дом Музеем современного искусства. Одним словом, началась у дома на Петровке новая интересная жизнь, действительно интересная…



ГлавнаяО МузееНовостиКоллекцияВыставкиВиртуальная ЭкскурсияРесурсыОбщениеАрт-Салон


Copyright © 2002 Московский Музей Современного Искусства
Built by Covariant Systems Covariant Systems