ГлавнаяО МузееНовостиКоллекцияВыставкиВиртуальная ЭкскурсияРесурсыОбщениеАрт-Салон

Московский Музей Современного ИскусстваART

Поиск
Поиск
Обратно


Эйфелева башня. Париж. Франция
Эйфелева башня. Париж. Франция

Фрагмент винтовой лестницы Эйфелевой башни. 1889. Металл
Фрагмент винтовой лестницы Эйфелевой башни. 1889. Металл

Новости
20 мар 2004 Зураб Церетели приютил погорельцев из Манежа
24 дек 2003 Музеи, музеи
24 дек 2003 Кубические причудливости
23 дек 2003 Музей открывается
Адрес: Петровка 25
Телефон: 200-2890
Часы работы: 
ежедневно с 12.00 до 20.00 (касса до 19.00)
в субботу и воскресенье с 11.00 до 19.00 (касса до 18.00)
выходной - вторник

Свобода мышления, свобода воображения...

23 дек 2003   Валерий Турчин  

Музей не представляет историю искусства ХХ столетия в последовательности развития всех ее этапов, хотя в общих чертах она намечена. Скорее, здесь задача иная. Экспозиция дает повод для возникновения разных мыслей и чувств, а отдельные произведения порождают всевозможные ассоциации, будят воспоминания или заставляют задуматься о том, что важно для ХХ века, о границах эстетического. К примеру, часть Эйфелевой башни (фрагмент винтовой лестницы) вошла в экспозицию на правах инсталляции, встав во дворе Музея среди разнообразных конструкций и монументов. Когда в 1983 было решено заменить лифтами винтовую лестницу Эйфелевой башни, она была демонтирована. Отдельные ее части стали объектом продажи на специальном аукционе, устроенном мэрией Парижа. Фрагмент лестницы между 2 и 3 этажами был продан с аукциона 1 декабря 1983. Экспонат был приобретен Анри Морваном, а в 2002 подарен им Музею. Эта часть лестницы была взята с высоты 160 метров. Она состоит из полого ствола диаметром 40 см и ступеней по 65 см каждая. Диаметр лестницы – 1,70 м, а ее высота – 4,60 м. Тогда, в 1983, на публичные торги были выставлены двадцать элементов башни, которые подлежали замене во время реставрационных работ, а вырученные средства должны были пойти на ремонт всей конструкции. Два других больших фрагмента теперь хранятся в Музее де ла Вилетт в Париже и в Музее железа в Жарвиле (Нанси). В 1889, породив массу подражаний, башня воспарила над Всемирной выставкой в Париже как памятник столетия произошедшей во Франции революции, открывшей путь к прогрессу. Как некий символ будущего, следуя своим прототипам – мостам и виадукам, – она устремилась в небо. Нам трудно уже вспомнить, сколько споров велось вокруг нее, но художники, открывшие путь в ХХ век, будь то Жорж Сёра или Анри Руссо, тут же запечатлевали на своих полотнах осуществленную жюльверновскую мечту. Теперь, уже более ста лет, она гордо возвышается над Парижем, став символом не только города, но и всей новейшей цивилизации. Башня может быть примером того, как создание гения – Гюстава Эйфеля, – являющееся свидетелем важнейших событий своего времени, органично вошло в историю последующих веков. Всех поражает элегантность пружинящей формы, легко напрягающей свою металлическую мускулатуру для того, чтобы царапать облака. Стоит вспомнить, что Гюстав Эйфель, создатель башни, был и мастером внутренних конструкций Статуи Свободы, которую французское правительство подарило США и которая и поныне встречает прибывающих в Нью-Йорк. Между этими сооружениями есть определенное родство, и не только потому, что в их создании принимал участие один и тот же мастер; они – прародители современных колоссов, вошедших в культуру ХХ–XXI столетий. В самой же Эйфелевой башне тогда поразило отсутствие фасадов, ибо была представлена сквозная конструкция, для которой не существовало границ внутреннего и внешнего. Она смотрится своей в стихии пространства, не противостоит ей, как нечто чужеродное. Так это произведение инженерной мысли стало вдохновляющим примером для воображения зодчих, да и не только их. Это – прекрасный повод для размышлений последующих новаторов, которые задумывали свои объекты сквозными, структурно упорядоченными, математически выверенными,в них даже можно было входить. Рядом с лестницей, ведущей на башню, стоит подумать о судьбах искусства ХХ столетия, о путях, ведущих в будущее. «Башня» – слово, которое может обозначать высоту воспарения духа. Петербургский символист Вяч. Иванов в начале ХХ века именно так называл свое убежище, в котором собирались его соратники. Потом это слово использовал В.Татлин, назвав так свою мастерскую в Москве, а впоследствии и знаменитую конструкцию 1919–1920, посвященную III Интернационалу и представляющую собой сквозную форму, состоящую из куба, цилиндра и шара, а также спирали, которая обвивала всю конструкцию – символический путь в небо. Ныне башнеобразные конструкции, расставленные по всему миру, служат передаче радио- и телеинформации. Однако, как и первая из них, они являются выражением мощи человеческого созидательного духа. Искусство ХХ столетия, вдохновляемое этим величественным восклицательным знаком в художественном центре Европы, начало дерзкое движение вперед. Стоит помнить о том, что по сей день гипнотизирующее слово «авангард» в отношении современного искусства было впервые употреблено именно в Париже в 1885 – на четыре года раньше возведения самой башни. С тех пор первые «измы», будь то фовизм и экспрессионизм, кубизм и футуризм, потрясли мир. Они смело вычерчивали свои таинственные письмена на теле культуры, ошеломляли каскадом неведомых форм и красок, говоря, что пришел новый и неведомый век. Чтобы понять его загадки, надо менять качество своего сознания, быть готовым ко всяким неожиданностям, стрессовым ситуациям и драматическим событиям, будь то войны и революции с их миллионными жертвами или ошеломляющие открытия в области науки и техники.



ГлавнаяО МузееНовостиКоллекцияВыставкиВиртуальная ЭкскурсияРесурсыОбщениеАрт-Салон


Copyright © 2002 Московский Музей Современного Искусства
Built by Covariant Systems Covariant Systems