ГлавнаяО МузееНовостиКоллекцияВыставкиВиртуальная ЭкскурсияРесурсыОбщениеАрт-Салон

Московский Музей Современного ИскусстваART

Поиск
Поиск
Обратно


Новости
20 мар 2004 Зураб Церетели приютил погорельцев из Манежа
24 дек 2003 Музеи, музеи
24 дек 2003 Кубические причудливости
23 дек 2003 Музей открывается
Адрес: Петровка 25
Телефон: 200-2890
Часы работы: 
ежедневно с 12.00 до 20.00 (касса до 19.00)
в субботу и воскресенье с 11.00 до 19.00 (касса до 18.00)
выходной - вторник

Зураб Церетели приютил погорельцев из Манежа

20 мар 2004   ГРИГОРИЙ РЕВЗИН.  

Выставка графика. Выставка "Мост" должна была открыться в сгоревшем Манеже. За два дня Зураб Церетели успел принять решение о предоставлении своего музея на Петровке под выставку, расчистить под нее весь третий этаж музея и развесить экспозицию. Любой человек, хоть раз устраивавший какую-нибудь выставку, понимает, на какой ад он обрек себя и своих сотрудников: выставка включает в себя 360 экспонатов, и устроить ее за 48 часов — это за гранью возможного. Зурабу Константиновичу редко удавалось явить столь безусловное, эффективное и молниеносное благородство, он стал предметом самого искреннего восхищения со стороны кураторов, критиков и художников, которые обычно относятся к нему достаточно сдержанно. "Мост" — выставка художников, далеких от официального искусства, с которыми господин Церетели в ряд не становится. В российской части выставки его работ нет, хотя он очень плодовитый график, что легко заметить на других этажах его музея. В результате пожара Манежа, таким образом, возник ранее непредставимый альянс. Разумеется, выставку, столь героически повешенную в такой немыслимой спешке, воспринимать достаточно трудно. По словам секретаря Академии художеств академика Дмитрия Швидковского, работы прибывали партиями, их вешали на любые свободные места, так что ни о каком сценарии развески говорить не приходится. Если учесть, что перед нами работы художников Польши, Украины, Греции, Литвы, Дании, Швеции и т. д., то понятно, какая перед глазами должна возникать каша. Самое удивительное, что ее все-таки не возникает. Более того, если не видеть этикеток, можно подумать, что перед нами художники одной школы и одного времени. Графика, видимо, самое интернациональное из искусств — сходства в языке и в направлении поисков между художниками самых разных школ куда больше, чем в фонетике их имен. Правда, это сходство трудно артикулировать. Андрей Толстой, курировавший выставку с российской стороны, определил критерий отбора в следующих выражениях: "Зритель увидит все возможное многообразие современного эстампа. Однако мы не встретим развернутых литературных сюжетов, иллюзорно-сладких обманок и эротически сюрреалистических картинок, которые сулят легкий успех у массового зрителя". Из этого можно понять, что кураторы (главным куратором выставки является Анна Магера из Польши) собирали выставку как бы не благодаря, а вопреки — так сказать, "дружили художников против успеха у массового зрителя". Удивительно, что им это практически удалось, ведь сама по себе оппозиция "массового" и "элитарного" является архаичным инструментом анализа, отмененным еще в эпоху поп-арта. Но, видимо, графика является территорией, где разрушительные законы современного искусства действуют достаточно сдержанно. Графика, основа профессии художника, не поддается окончательному размыванию предмета: нет и не может быть графической акции, инсталляции, графического хеппенинга и т. д. Впрочем, одну серию работ, как раз относящуюся к сфере "иллюзорно-сладких обманок и эротически сюрреалистических картинок", на выставку все же допустили. Юрий Аввакумов представил два ню, полученных с помощью современных технологий. Мастер долгое время изучал порнографические сайты в интернете и обнаружил, что девушки на них представлены в повторяющихся позах. Эрос творчества здесь выразился в том, что он скачивал однотипные объекты к себе в компьютер и накладывал их друг на друга в программе "Фотошоп", отчего границы девиц размывались. Если их наложить очень много, то получается довольно импрессионистическое изображение обобщенной раскоряченной женственности, которое и представлено обозрению. Налицо все ходы современного искусства: и эпатаж, и работа с массовым образом, и порно, и деструкция графики — словом, все те черты отвратительное™, которые так привлекательны для поклонника contemporary art. Можно сказать, что довольно оскорбительно видеть эти листы рядом, скажем, с виртуозной гойевско-дюреровской графикой Дмитрия Плавинского, но так сказать неправильно, поскольку это тот соус гадости, которым необходимо приправить традицию, чтобы она была съедобна для людей с современным вкусом. По счастью для людей без этого вкуса, такого соуса мало. Если художники и деструктурируют язык графики, то тем не менее они сохраняют две несомненно традиционные вещи. Во-первых, для них лист бумаги с отпечатанным на нем изображением является безусловной позитивной ценностью, они никогда не подают его как некую интересную мерзость, они не ненавидят изображение, как это делают живописцы. Во-вторых, сам факт отпечатка для них позитивен. Им нравится тот след, который оставляют на бумаге рука, рисунок, буква, любое начертание, они, как ни странно, еще это любят. Их деструкция движется в сторону присвоения графикой смежных с ней полей. Кто-то, как грек Густас Апостолос ("Путешествие по морю") или киргиз Керимбек Бкар Акматов ("Эхо"), превращает графику в язык наскальных рисунков. Кто-то, как Наталья Ламанова ("Гербовая марка" — бесконечно увеличенный штемпель) или Евгения Гончарова ("Въезд в рай" ~ пародия на напечатанные евро), работает с поэтикой официальных бумаг — денег, документов, марок. Кто-то, как Андрей Красулин, превращает графику в рукопись. Но все это настолько небольшие сдвиги по сравнению с тем, что делает с искусством современность, что кажется, будто и сдвигов нет. Что перед нами традиционнейшее и благороднейшее из искусств, в котором еще сохраняется противопоставление мастерства и профанации мастерства, элитарности и массового хлама ~ вообще, как это ни смешно звучит, хорошего и плохого искусства. Хотя, возможно, это просто иллюзия, но ей все-таки еще можно насладиться.



ГлавнаяО МузееНовостиКоллекцияВыставкиВиртуальная ЭкскурсияРесурсыОбщениеАрт-Салон


Copyright © 2002 Московский Музей Современного Искусства
Built by Covariant Systems Covariant Systems