Александер Колдер



ГлавнаяО МузееНовостиКоллекцияВыставкиВиртуальная ЭкскурсияРесурсыОбщениеАрт-Салон

Московский Музей Современного ИскусстваART

Поиск
Поиск
Обратно


Александер Колдер




Наука ХХ века разрушила многие традиционные представления о свойствах пространства. Всеобщее внимание привлекли идеи теории относительности, единства пространства и времени, и многие художники решили узнать, хороши ли математические модели, развернутые в пространстве. И таким способом проверить образы реального пространства идеальными формулами. Этот путь начали Н.Габо и А.Певзнер, затем продолжил А.Родченко. В настоящее время в Москве работу в этом направлении успешно ведет Вячеслав Колейчук. Упругие формы, как бы вложенные одна в другую или продолжающие друг друга, создающие сложные оптические иллюзии, передают современные многозначные представления, показывая локальные ситуации сжатия материи, а также такие ее свойства, как упругость и эффекты эха. Сами эти модели, столь наглядные, воспринимаются как некие знаки пространства. Им не нужен никакой специальный фон, специальный контекст. Они вполне самодостаточны и в дополнительной расшифровке не нуждаются. Скульпторов образы пространства интересуют в силу самой профессии. Графические листы Генри Мура и Александра Колдера представляют два направления художественного восприятия пространства. Мур стремится уплотнять форму, словно сгущая материю в одной конкретной точке. Время свернуто, и форма покойна, как бы символизируя собственную значительность и тайну. Собственно, на этом пути английский мастер вершит классическую традицию. С ней спорит американец Колдер, который в конце 1920-х ошеломил парижскую публику своими эксцентричными композициями из проволоки. Мастер словно рисовал силуэты в пространстве, лишив скульптуру ее главнейшего свойства – телесности. Пространственные ценности победили материю; тела дематериализовались. Пространство стало видно насквозь – через пластические тела, которые словно стали прозрачны. Тут авангард доказывал свою способность все изменять, все трансформировать – и формы, и смыслы. Затем такими авангардными приемами начали пользоваться многие. Однако именно Колдер начал создавать негативные образы пространства. Они легко парят, западая нам в душу. Итак, существуют формы выражения сверхтяжести и прозрачности…


Два персонажа. Иллюстрация к книге Э.Каммингса "Санта Клаус"

Колдер, Александер
1974 
Офорт 



Два персонажа. Иллюстрацмия к книге Э.Каммингса "Санта Клаус"

Колдер, Александер
1974 
Офорт 



Толпа. Иллюстрация к книге Э. Каммингса "Санта Клаус"

Колдер, Александер
1974 
Офорт 



Бумажный змей. Иллюстрация к книге Э. Каммингса "Санта Клаус"

Колдер, Александер
1974 
Офорт 



ГлавнаяО МузееНовостиКоллекцияВыставкиВиртуальная ЭкскурсияРесурсыОбщениеАрт-Салон


Copyright © 2002 Московский Музей Современного Искусства
Built by Covariant Systems Covariant Systems