Владимир Дмитриев



ГлавнаяО МузееНовостиКоллекцияВыставкиВиртуальная ЭкскурсияРесурсыОбщениеАрт-Салон

Московский Музей Современного ИскусстваART

Поиск
Поиск
Обратно


Владимир Дмитриев


1900-1948

Один из крупнейших художников театра Владимир Дмитриев (1900–1948) приучил себя к сцене, когда занимался в петроградской «Студии на Бородинской» под руководством В.Э.Мейерхольда в 1916–1917, а затем на Курсах мастерства сценических постановок. Для театра он стал работать с 1917 и затем добивался все больших и больших успехов. Рецензии на постановки, которые он оформлял, всегда были положительны, со временем художник был удостоен многих престижных премий, включая и государственные. Неоднократно Дмитриев выступал и со статьями, посвященными вопросам театральнодекорационного искусства. Одновременно с занятиями в театральных студиях, он посещал частную школу Е.Н.Званцевой и Свободные художественноучебные мастерские (до 1922). Именно тогда он воспринял уроки К.С.ПетроваВодкина, его тягу к большим, философски насыщенным картинам, образы которых были навеяны и примерами древнерусского искусства. Как художник Дмитриев участвовал _в выставках с 1923, а его дипломной работой стала композиция «Женщина с ребенком, идущая на фоне индустриального города». Понятно, что уроки ПетроваВодкина помогли в дальнейшем мастеру работать с большими формами на сцене. Однако он не бросал занятий живописью, хотя современники не уделяли его живописным работам большого внимания, сосредотачиваясь исключительно на деятельности Дмитриева в театре. Для нас важен союз двух видов искусства, живописи станковой и живописи декорационной, который проявился_в творчестве Владимира Дмитриева. Он будет характерен для многих художников ХХ столетия. Перелистывая множество журнальных и газетных рецензий давних лет на театральные постановки Дмитриева, замечаешь, что все авторы, говоря о его новаторских приемах, отмечали его особый дар колориста. Среди картин Дмитриева в собрании Музея выделяется большое полотно со скорбной фигурой Богоматери, одинокой на фоне громадного пейзажа. Это дальнейшее развитие темы ПетроваВодкина – картины «Петроградская мадонна», хранящейся в Третьяковской галерее. Фигура Богоматери здесь представляется символом запечаленной России, пережившей трагедию Первой мировой войны и революций. В дальнейшем художник не выражал свои чувства столь прямо, но его живопись, в частности, пейзажная, свидетельствует о том, что он видел в облике своей страны могучую, но страдающую силу… Дмитриев полюбил скорбный облик своей родины; и позже, когда он уже не обращался к большим полотнам, с тревогой вглядывался в характер ее природы, о чем свидетельствуют пейзажи, написанные в 1930–1940е. Для эстетики 1920х характерна и другая большая композиция мастера_из собрания Музея – «Цирк». Тема цирка на рубеже XIX–XX веков получила большое распространение. Причин для этого имелось много. Балаганная культура рассматривалась как альтернатива официальной. В ней все переворачивалось вверх дном, и на смену порядку приходил организованный хаос. Причем легко заметить, что и веселья нет, и все фигуры манекеноподобны, застыли в неком театре жестов и пантомимы.


Цирк

Дмитриев, Владимир
1920 
Холст, масло 



Речка Таруска

Дмитриев, Владимир
1940 
Картон, масло 



Богоматерь на фоне Москвы

Дмитриев, Владимир
1920 
Холст, масло 



ГлавнаяО МузееНовостиКоллекцияВыставкиВиртуальная ЭкскурсияРесурсыОбщениеАрт-Салон


Copyright © 2002 Московский Музей Современного Искусства
Built by Covariant Systems Covariant Systems