Марк Шагал



ГлавнаяО МузееНовостиКоллекцияВыставкиВиртуальная ЭкскурсияРесурсыОбщениеАрт-Салон

Московский Музей Современного ИскусстваART

Поиск
Поиск
Обратно


Марк Шагал




Шагал – мечтатель, Шагал – мифотворец… Он умудрился покорить Париж в первый же приезд в 1910. Тогда же произошла встреча с поэтом Гийомом Аполлинером, оказавшим ему поддержку. Испытав искус кубизма и футуризма, он стал членить структуру своих картин, понимая их как среду для размещения образов-воспоминаний, создавая удивительный мир, полный ассоциаций, причудливых метафор и индивидуальных символов. Увлекся теософией (в 1912 вступил в масонскую ложу), которая давала ему возможность синтетически и пантеистически воспринимать мир, что, видимо, было близко ему с детства. В детстве он работал в фотомастерской, присутствовал при чуде возникновения образа-памяти, когда аппарат с линзами навеки запечатлевал мгновение. Тайны древних религий и чтение Талмуда давали ему пищу для размышлений. К тому же, некая наивность восприятия, сохраняемая им всю жизнь, поэтичность мышления (художник писал и стихи) способствовали возникновению его оригинальных полотен. Часто здесь встречаются образы Парижа и родного Витебска… Известным мастером Шагал возвратился в Россию в 1914, женился на любимой Белле. В 1917 новой властью художник был назначен комиссаром по делам изобразительных искусств в Витебске, где поссорился с Казимиром Малевичем (в результате конфликта Шагал уехал в 1920 в Москву). В 1923 мастер вернулся в Париж. Его живописные работы вдохновлены уже знакомым нам сочетанием воспоминаний о своей жизни с образами Парижа. Сам этот город ему представлялся большой деревней, пестрой, разноплановой, с отдельными приметами современной цивилизации. Словно какая-то стихия патриархальности захлестывала тот мир, который виделся Шагалу. Счастье жизни, точнее, счастье жить – вот формула многих работ мастера. В небе парят, словно в чудесном эфире, возлюбленные (Шагал и его жена Белла), солнце светит с удвоенной энергией, накрыт стол с яствами, букеты и птицы возникают как бы сами по себе. В небе могут парить часы или окна – символы воспоминаний. Сам Париж преображается во французские города вдоль побережья Средиземного моря (художник стал жить в Ницце). Мы уже видим их холмы с домиками по склонам, которые вызывают в памяти Монмартр тех времен, когда там селились виноградари и скотоводы. В сознании художника возникает единое, емкое представление о красоте мира, о значении в нем человеческой любви.


Христос в часах

Шагал, Марк
1957 
Цветная литография 



Ширма из четырех частей

Шагал, Марк
1963 
Цветная литография 



Влюбленные с лошадью

Шагал, Марк
1961 
Цветная литография 



Столовая

Шагал, Марк
1922 
Офорт 



Пара в охре

Шагал, Марк
1952 
Цветная литография 



ГлавнаяО МузееНовостиКоллекцияВыставкиВиртуальная ЭкскурсияРесурсыОбщениеАрт-Салон


Copyright © 2002 Московский Музей Современного Искусства
Built by Covariant Systems Covariant Systems