Владимир Издебский



ГлавнаяО МузееНовостиКоллекцияВыставкиВиртуальная ЭкскурсияРесурсыОбщениеАрт-Салон

Московский Музей Современного ИскусстваART

Поиск
Поиск
Обратно


Владимир Издебский




Пути авангарда в Европе были прихотливы… Музейное собрание, включающее две работы Владимира Издебского, позволяет подумать об этом, ведь имя автора, не столь известное ныне широкой публике, в свое время дало повод говорить о многих его инициативах. Начав учиться в Одессе, он затем, по политическим соображениям, уезжает в Швейцарию и Францию, сближается с Огюстом Роденом, посещает ряд частных школ. Сохраняя дружеские связи с художниками Парижа и Женевы, Издебский часто наведывается в Россию, участвует в ряде выставок. Работая в 1905–1909 в Мюнхене, Издебский сблизился с кружком Кандинского и стал одним из учредителей «Нового общества художников». Поистине звездным часом Издебского явилась идея открытия в Одессе «Интер-национальной выставки картин, скульптуры, гравюр и графики» в «Салоне Издебского» (декабрь 1909). На ней было показано свыше 700 произведений ста пятидесяти мастеров (число экспонируемых работ несколько менялось). От реалистов и импрессионистов до фовистов и кубистов. Затем эта выставка переехала в Ригу и в Киев, а потом и в Петербург (апрель 1910). Выставка сопровождалась лекциями Издебского о современном искусстве Запада. Она дала повод широкой публике Российской империи познакомиться со всем спектром искусства начала века. О ней писали в газетах и журналах. И хотя мнение критиков о скульптурах Издебского было весьма благожелательным, и многие отмечали их концентрированный психологизм, все же именно сами выставки оставались важнейшей акцией умелого организатора. Не менее значительной оказалась и выставка «2-го Салона» (Одесса – Николаев – Херсон), на которой было показано 440 работ художников из России и Германии (Мюнхена) и, что существенно, около шестидесяти произведений Василия Кандинского. В каталоге этого Салона имелось несколько статей, важных для понимания современного искусства. Среди них были статья Кандинского «Содержание и форма» и текст «Грядущий город» самого Издебского. В 1913 Владимир Издебский отправился в Париж, затем, ко времени февральской революции, вернулся в Россию – в Петроград. Будучи увлеченным политикой эсеров (еще при посещении Женевы), после поражения правительства Керенского Издебский эмигрировал и, пробыв год в Финляндии, уехал в Париж. С 1920 жил в Париже, где поддерживал некоторые отношения с теми русскими художниками, с которыми познакомился еще во время организации своих Салонов. Так как многие русские художники в эмиграции придерживались тенденций «Мира искусства», то Издебский стремился сплотить тех, кто шел по пути авангардных поисков. Он поддерживал товарищеские и творческие контакты с М.Ларионовым, О.Мещаниновым, О.Цадкиным, Ж.Липшицем, знал П.Пикассо, Х.Гриса, А.Дерена. В 1941 Издебский с семьей перебрался в США и обосновался в Нью-Йорке. Там он продолжал заниматься скульптурой и переделывал некоторые свои ранние объекты, временами организовывал их показ в галереях. В 1965 состоялась его персональная выставка. В Нью-Йорке он дружил с Давидом Бурлюком. Характерной работой для Издебского является «Кубистический натюрморт с портретом жены художника», которую мастер написал в Париже, потом вывез в Америку (на обороте есть наклейка об упаковочной французской фирме) и в 1950-е поновил ее. К кубистической живописной основе художник прибавил инородные элементы, превратив картину в дадаистический рельеф (что во времена становления в Нью-Йорке поп-арта выглядело достаточно актуально). По стилю эта работа продолжает ту традицию, которую можно видеть в Музее в ряде произведений Д.Д.Бурлюка. Нарочитый антиэстетизм грубо раскрашенных сборных элементов из дерева дополнен рядом других деталей из металла, элементов коллажа, что ведет к игровому столкновению нескольких образов, среди которых запоминаются карты, столь типичные для иконографии авангарда, и портретно трактованный профиль жены художника


Без названия

Издебский, Владимир
1920 
Холст на фанере, масло 



Композиция с портретом жены художника

Издебский, Владимир
1960 
Дерево, масло, коллаж 



ГлавнаяО МузееНовостиКоллекцияВыставкиВиртуальная ЭкскурсияРесурсыОбщениеАрт-Салон


Copyright © 2002 Московский Музей Современного Искусства
Built by Covariant Systems Covariant Systems