Алексей Пахомов



ГлавнаяО МузееНовостиКоллекцияВыставкиВиртуальная ЭкскурсияРесурсыОбщениеАрт-Салон

Московский Музей Современного ИскусстваART

Поиск
Поиск
Обратно


Алексей Пахомов




FХХ век породил новую культуру рисования. Авангардные реформы освободили художника от обязанности быть точным в воспроизведении натуры. Импровизация, намек, незавершенность стали стихией рисунка. При обогащении выразительных средств, в 1920–1930-е наметилось вновь желание иллюстрировать бесконечный рассказ о жизни. Искусство восстанавливает повествовательные функции изображения. По сравнению с этим мощным процессом, стихийным и бескрайним, эксперименты авангарда могут показаться (парадокс!) лишь кратким эпизодом в истории искусства ХХ века. В графике, где, казалось, только что господствовала гибкая линия, почти дематериализованная, намекающая, скользящая по листу, появляется интерес к «опредмечиванию» пространства через его заполненность фигурами, а само умение рисовать дополняется колоризацией форм; художники чаще стали обращаться к акварели, дополняя рисунок цветом. В этом направлении, не отменяющем, конечно, задачи чистого линейного, импровизационного рисунка, художникам удалось добиться многого. Их произведения занимают какое-то срединное положение между традиционной графикой и живописью. В них ценны эффект схваченного мгновения и некоторая статичность, композиционная кадровость изображения и неуловимые колебания между реальностью и отвлеченностью. И главное, этим мастерам, великим и менее значительным, удалось добиться некой стильности во всем облике своих работ. Графика непосредственно соответствует эстетике 1920–1930-х. Этим и предопределяется ее высокий взлет. В ней соблюдена та мера соотношения условности и конкретности, которую ценили эти десятилетия. Ведь недаром в живописи тех лет видны два направления: одно сугубо живописное, а другое – активно привносящее элементы рисунка в картину. Оба они достойны самого пристального внимания. В те годы важно не столько творчество отдельных мастеров, сколько общий художественный процесс, в котором и вторые голоса имеют порой определяющее значение. В какой-то мере это напоминает и современную ситуацию…


Жатва

Пахомов, Алексей
1928 
Бумага, акварель 



ГлавнаяО МузееНовостиКоллекцияВыставкиВиртуальная ЭкскурсияРесурсыОбщениеАрт-Салон


Copyright © 2002 Московский Музей Современного Искусства
Built by Covariant Systems Covariant Systems